На первую страницу

Научная

Исследовательская

Лаборатория

"Voice Computer"

Представляет:

Завуч: ” Не опускайтесь до уровня учеников!”

Учитель: ” А!? Они сами поднимаются!”

 
 

 

 

 

 
Статьи
Проекты
Статьи

    Стимулирование познавательной активности через игру в “рынок знаний": технология для школы и семьи.

Оценка проблемы в данной области.

Нестабильность в экономике, неуверенность в завтрашнем дне воспитывает в людях потребительское отношение "жизнь одним днем". У молодого поколения не воспитывается потребность делать накопления, вкладывать свои сбережения в банки, не воспитывается 

Разное
О себе
Назад

желание вложить свои сбережения в "дело" и получать проценты. Копить  можно не только капитал, но и знания, с них тоже в будущем можно получать проценты.

Применяемая в настоящее время в средней школе система оценивания знаний учащихся по пятибалльной шкале, совмещая в себе простоту и универсальность, вместе с тем имеет существенные недостатки. Она слабо стимулирует инициативу детей, ограничивает "верхнюю планку" их достижений, вносит заметный элемент случайности, снижает значимость постоянной работы ребенка на протяжении определенного периода обучения. Принятые методики оценивания школьных знаний фактически имеют фискальный характер: снижение оценки воспринимается ребенком как наказание, унижающее его достоинство и ущемляющее самолюбие ребенка. Традиционная методика ведения занятий ограничивает и учителя в частоте и способах оценки знаний, не дает простора развитию полноценной инициативы детей, а иногда и ухудшает психологическую обстановку занятий. Аналогичную по своей сути методику оценки успехов своих детей порой непроизвольно используют и родители.

Актуальность, научно-методическая новизна и практическая сложность предлагаемой системы оценки знаний.

В условиях кардинальных социальных преобразований общества, информатизации школы и интенсивного развития новых форм обучения становится необходимой реконструкция способов оценки знаний учащихся. Новая система должна обязательно содержать оценку всей работы на протяжении контрольного периода, включая различные дополнительные формы работы. А новые формы взаимодействия преподавателя и ребенка, школы и семьи должны обеспечить систематический контроль за усвоением знаний.

В существующей системе оценки по "пятибалльной шкале" используются только четыре оценки (4,5,3,2). Они не отражают нюансов усвоения материала, не дают возможности, выявить которые из учеников сильнее или слабее, поскольку выставлять в журналы минусы и плюсы не принято. Имея знания на пять с минусом, а в журнале пять, ученик может чувствовать себя полностью удовлетворенным. Стимулирующее воздействие может оказать только высокая сознательность учащегося. Таким образом, в итоговую оценку вносится заметный элемент случайности, который занижает значение постоянной работы на протяжении четверти или учебного года.

В условиях интенсивного развития новых форм обучения становится необходимой реконструкция способа оценки знаний учащихся. Новая система должна обязательно содержать оценку всей работы на протяжении контрольного периода, включая различные дополнительные формы работы.

Разработка новой методики и средств стимулирования познавательной активности и оценки знаний должна обеспечить лучшее выявление и развитие деловых и творческих способностей детей, помочь родителям и педагогам развивать в детях инициативу и предприимчивость. Новизна методики заключается в методах проведения занятий и оценки результатов деятельности детей посредством создания игровой обстановки, имитирующей нарождающиеся реалии рыночных отношений.

Полезность для Беларуси.

На новом этапе развития общества, согласно основным направлениям реформы образования Республики Беларусь, где ведущее место отводится рыночным отношениям, в системе образования и воспитания должны формироваться новые ценности. В них приоритет отдается деловым качествам, инициативному уму, практической значимости и конкурентоспособности результатов. Целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, практическими умениями и навыками со стороны семьи и школы поможет воспитанию молодого поколения Беларуси в условиях рынка.

Сущность предлагаемой системы оценки.

Сущность предлагаемой системы оценки состоит в стимулировании учащихся через возможность воздействия на “оценку” своим трудом, творчеством, талантом... Стимулирование можно применять при обычных методах обучения и оценки работы учащегося, особенно в тех случаях, когда у учителя возникает необходимость дополнительно поощрить ученика учесть его старание, аккуратность или качества, которые невозможно учесть в оценке.

В своей работе я использую следующую систему оценки знаний учащихся.

 Первое. В предлагаемой методике вводится понятие ”заработать оценку", которое включает в себя понятие "заработать балл" (стоимость балла у меня фиксирована и равна 1/5 части оценки "пять" в традиционной методике).

 Второе. За определенный промежуток времени (тему) ученик зарабатывает баллы. Оценка формируется из заработанных баллов (например, баллы суммируются) за устный ответ, домашнюю работу, самостоятельную работу, за рефераты и т.д.

 Третье. Работая дополнительно или выполняя более сложные задания, ученик имеет возможность заработать количество баллов больше пяти. Например, заработано восемь баллов, то по желанию ученика можно выставить в журнал оценки "четыре" и "четыре", а можно "пять", в этом случае три оставшихся балла идут в сбережения (рейтинг) ученика.

 Четвертое. Сбережения не могут быть сняты учеником для непосредственного повышения оценки. На сбережение можно выкупить вопрос для получения недостающего балла. Их можно учесть в конце темы, четверти, года, например, начислив проценты на сбережения ученика (у меня это "срочный вклад" в мой " банк " на два года под 10% годовых), или ученику имеющему сбережения можно давать кредит, если у него спорная оценка. А можно, например, использовать эти баллы на медицинскую страховку, профсоюзные взносы, ценные бумаги и т.д.

 Пятое. Процесс оценки учеников происходит в игровой форме, приближенной к реальной жизненной обстановке "что заработал то и получил ".

 Шестое. Ученик сам дифференциально может выбрать себе нагрузку

Желательно придерживаться правил:

-3 балла ученик может получить за выполнение простейших программных заданий в рамках минимальных требований школьной программы;

-4-й балл задание усложняется, изменяются параметры задания;

-5-й (6-й, 7-й...) балл задание творческое с применением навыков на практике или в нестандартной ситуации;

-имеется возможность премировать первого выполнившего задание ученика, за быстрое и качественное выполнение работы, работу с книгой, на факультативе и т.д.

-если тема большая целесообразно разбить ее на подтемы. Баллы за небольшие схожие темы можно объединить, отложить в сбережения или оценивать отдельных учеников по обычной методике.

В конце темы, четверти (полугодия) учитель подводит итоги. Например, суммируются оценки из журнала (по желанию ученика учитываются проценты на его сбережения) и сумма делится на количество оценок. При этом иногда возникают спорные моменты 4.5. В этом случае ученику, имеющему "сбережения", можно дать кредит 0.5 балла под 100% (ученик должен будет сознательно отработать задание на 1 балл). Кредит он должен будет погасить в течении определенного срока или ставится меньшая оценка, а 0.5 балла идут в сбережения учащегося.

При подведении итога за урок, тему, четверть, полугодие в ней используется общепринятая пятибалльная система оценки знаний с учетом сбережений (при этом не исключена обычная система оценки учащихся).

Рекомендации и предостережения по использованию методики.

1. Опасно давать кредит ученику, не имеющему сбережений или надежного гаранта возврата долга. Кредит письменно фиксируется с риском для гаранта.

2. Рискованно давать кредит более 0.5 балла.

3. Баллы слабым ученикам регулируются простыми заданиями, домашними заданиями или самостоятельными письменными работами, которые у меня оцениваются по следующей системе: один балл - за самостоятельную работу с использованием литературы из библиотеки; два балла - за авторскую работу по теме. При этом если работа ученика будет опубликована в печати (школьной, классной газете и т.д.), он получает дополнительный балл "авторского гонорара" к текущей оценке (или в банк).

4. За тему можно подготовить только один доклад или самостоятельную работу.

5. В журнале регистрируется не только выполнение заданий, но и возможность их выполнения. В этом случае выставляется "0" это, значит, была дана возможность заработать, но ученик ее не реализовал.

6. Не выпускайте много баллов: это может привести к инфляции балла.

7. Совместно с плановым опросом можно проводить аукцион - вы выставляете "на продажу" вопрос или задание, а ученики пытаются "выкупить" его за счет "сбережений" и выполнить.

8. Не работающим ученикам предоставляется "пособие по безработице" - оценка в журнал "2 балла" за тему, которую он не проработал.

9. Если ученик болел, ему можно "выплатить" "медицинскую страховку" (бюллетень) до 2-х баллов (при этом желательно оформление документов) и дополнительно он может заработать баллы за самостоятельную работу (доклад, отчет, домашнее задание и т.д.).

Результаты практической апробации системы.

В результате апробации этой системы на практике было замечено:

-возросла заинтересованность, активность учеников;

-система воспитывает ответственность, усердие;

-развиваются творческие способности учеников;

-между учеником учителем устанавливаются деловые отношения (работодателя и работника);

-улучшилось усвоение предмета;

-оценка учеников происходит на протяжении изучения темы, уменьшается вероятность случайной оценки (за каждый бал надо выполнить задание по теме), ученик сам выбирает себе нагрузку;

-методика упрощает создание и применение компьютерных средств, информационного обеспечения, облегчающих ведение учета и наглядное представление результатов обучения;

-возможность планирования наполняемости оценок;

-в процессе обучения по данной методике дети быстрее и легче приобретут новые знания и адаптируются к новым реалиям жизни.

-новая система несколько противоречит традиционной системе оценки. В объект оценки входят не только знания, умения и навыки, но и интерес к учебе, инициатива и способности учеников;

-оценка выставляется как за тему в целом, так и за отдельные ее элементы. При оценке учитель использует различные контрольные и тестовые упражнения и т.д.;

-данная оценка имеет достоверно объективный характер т.к. основана на конкретных результатах, показанных учеником;

-ученики понимают смысл требования учителя, не сомневаются в их необходимости и справедливости оценки, если они уверены, что могут выполнить задание, а отметка зависит только от них самих.

 Недостатки:

приходится вести дополнительный журнал учета баллов;

окончательная оценка знаний происходит в конце темы;

на начальном этапе требуется более углубленная проработка дидактического и методического материала;

ученик должен постоянно работать, любая недоработка влечет за собой дополнительные усилия;

методика не отработана до конца и требуется доработка метода со стороны педагогов, психологов, экономистов...

недоработаны рыночные механизмы (свое дело, частные банки, кредитование и гарантии и т.д.)

Задачи предлагаемой системы оценки.

Основная задача - стимулировать познавательную активность учащихся на модели рыночных механизмов, с которыми они и их родители сталкиваются ежедневно.

Вторая задача - создать на базе современной компьютерной техники средства поддержки новой технологии. На базе методики реализовать новые формы взаимодействия семьи и школы, ввести в жизнь ученика и семьи такие новые понятия "рынка знаний", как "заработать оценку", "получить кредит", "накопить сбережения", "прибыль" и т.д. Научить учащихся распределять свои силы и возможности.

Воспитательная задача предлагаемой методики - формирование у них уважительного отношения и привычки к труду, сознательной дисциплины, чувства ответственности и т.д. В процессе учебы выражаются навыки объективного анализа, оценки и самооценки. Очень важно, чтобы учитель все это держал в поле зрения и своевременно оценивал, с учетом индивидуальных способностей, каждого ученика.

Перспективные цели.

Совершенствование методики оценки знаний за счет использования компьютерных средств и информатизации учебного процесса, освоение элементов технологии глобального обучения в школах, гуманизация отношений между преподавателем и учащимися, улучшение взаимосвязей между школой и семьей.

Выводы.

Практическая апробация методики может осуществляться в процессе проведения школьных занятий, факультативов, кружковой работы и внеклассном общении с детьми и родителями... Важно чтобы этот процесс определялся требовательностью и доброжелательностью.

Объективная систематическая оценка работы положительно влияет на развитие способностей школьников, активизирует формирование морально-волевых качеств. Степень соответствия оценки затраченному труду - очень важный фактор в формировании личности ученика.

Данная статья и содержащиеся в ней методические рекомендации разработаны на основе практического опыта применения данной системы при обучении на уроках информатики учеников гимназии №29 (СШ№51) г. Минска, анализа литературных источников и изучения передового опыта педагогов республики. Они призваны оказать помощь учителям в улучшении учебно-воспитательного процесса. Желательно, чтобы педагоги приняли эти рекомендации творчески с учетом собственного опыта.

Пишите письма: г. Минск Мельникайте 13 Бикбулатову Нилу Назиповичу. E-Mail: gymn29.minsk.edu.by

Сайт управляется системой uCoz